Очереди за хлебом и докторской колбасой ушли в прошлое. Теперь граждане
привыкают стоять в очереди в банках, чтобы заплатить по кредитам. Чтобы
уменьшить очереди банкиры обещали закупить платежные терминалы.
По оценкам банкиров, каждый месяц украинцы платят по кредитам более $500 млн.
Стояние в очередях раздражает клиентов, и сразу несколько банков в прошлом году
заявили о намерениях закупить специальные терминалы по приему платежей. В апреле
прошлого года один из лидеров по выдаче потребительских кредитов – Дельта Банк
заявил, что купит рекордную партию – 2 тыс. терминалов, но пока разжился всего
на четыре. Укрсоцбанк открывает не просто терминалы, а «центры
самообслуживания», в которых есть и обычный банкомат и терминал по приему
платежей. Первый такой центр банк открыл в сентябре 2006 г., и с тех пор каждый
год заявляет о своих наполеоновских планах. В 2006 г. – 30 центров, в 2007 – 80,
заявляли представители банка. Однако вместо обещанных 110 банк пока принимает
платежи в 55 центрах самообслуживания.
Банкиры намного медленнее выполняют свои планы, чем их пиар-менеджеры
рассылают пресс-релизы – это подтверждают и сами производители терминалов. В
Украине работают только две компании, которые производят сертифицированные
терминалы, отвечающие требованиям Нацбанка Украины – «Ронтек» и «СКП». «В
прошлом году спрос был практически нулевой. Двинулись более-менее банки только в
этом году», – говорит директор компании «СКП» Тихон Веригин. У его конкурента
клиентов также было не много. «На самом деле, в 2007 году банкиры все в основном
прочухались и практически ничего не сделали», – утверждает директор компании
«Ронтек» Борис Моисеенко.
Банкиры не спешат устанавливать терминалы без предварительной проверки и
тестовой работы. Именно для этих целей они закупили по пару десятков терминалов
в прошлом году. «Наши банкоматы cash-in находятся в промышленной эксплуатации,
или, иными словами, эксплуатируются в тестовом режиме», – говорит операционный
директор Дельта Банка Евгений Плотица. Это подтверждают и производители. «Банки
в прошлом году готовили собственный процессинг (центр получения, обмена и
обработки информации об проведенных операциях – «24») под эти терминалы, чтобы
адаптировать и состыковать работу терминала с операционным днем банка», –
говорит Тихон Веригин. Те, кто протестировал терминалы, объявляют тендер на
закупку больших партий.
Некоторые сдвиги все-таки есть, если в прошлом году банки закупали только по
10–20 штук для тестирования, то в этом году их закупки исчисляются уже сотнями.
«В этом году мы планируем поставить банкам несколько сотен терминалов», –
говорит Тихон Веригин. Его коллега из компании «Ронтек» отказывается называть
определенные цифры, утверждая, что сейчас работают над производством нескольких
тысяч терминалов. «Банки планируют поднимать в этом году закупки на 50–200%», –
радуется Моисеенко. Лидеры по закупкам и установкам – Приватбанк, Родовид Банк,
банк «Форум», Ощадбанк и Альфа-Банк. «На платежные терминалы самые продвинутые
банки обратили внимание еще в позапрошлом году, до этого нам приходилось
объяснять, что это такое и зачем оно надо», – вспоминает Борис Моисеенко.
В этом году украинцы будут меньше брать кредитов. «Нацбанк ввел новые
правила, которые вызовут снижение кредитования», – прогнозирует аналитик
компании Простобанк Консалтинг Александр Седых. Уменьшение количества клиентов
вместе с ростом платежных терминалов приведут к большему комфорту – очередей
станет меньше, считают эксперты.
Мнение банкира
Главная причина того, что банки начинают устанавливать устройства
самообслуживания, – это неумение банков заставить всех сотрудников быть
вежливыми. На вопрос корреспондента «24» к первому заместителю председателя
правления Приватбанка Никиты Волкова о том, почему их кассиры иногда грубят
клиентам, он ответил: «95% контактов банка с клиентом надо осуществлять через
устройства самообслуживания и через Интернет. А для оставшихся 5% операций
оставить только самых миловидных, да еще и самых вежливых, и платить им самые
большие зарплаты. А пока этого нет – кое-где... у нас порой... будут такие
проблемы».
Трудности работы
Главный недостаток платежных терминалов – невозможность приема купюр нового
образца. Кроме того, эти машины не выдают сдачу. Если нужно оплатить 370 грн., а
у клиента есть только 400 грн., – то оставшиеся 30 грн. будут зачислены на счет
и учтены при следующем погашении. Количество купюр, которые способны принять эти
автоматы, также варьируется – от 20 до 40 штук одновременно.
Автор: Леся Войтицкая, "Газета 24" http://24.ua
|