Московские
школы переживают вторую волну информационной революции (первой было их
тотальное подключение к интернету). На этот раз в бой идут карточные
технологии. С 1 сентября количество школ, использующих для организации
своего быта так называемую карту школьника, по сравнению с сентябрем
прошлого года увеличится в три с лишним раза. Дети с удовольствием
предвкушают получение первого взрослого атрибута, даже не подозревая,
как сильно безобидные куски пластика изменят их жизнь. Типичные
школьные шалости - украсть журнал, "забыть" рассказать о вызове
родителей в школу или коллективно заморочить учителю голову заклинанием
"А вы нам этого не задавали!" - больше не пройдут: у электронного
"большого брата" все ходы записаны. Обед по карточке Для информационного прогресса нет ничего "святого" - например, он
покушается на карманные деньги, выдаваемые детям на завтраки и обеды.
Теперь со смаком потратить их на вредные чипсы или "Макдоналдс" (а то и
сигареты или пиво) не удастся: деньги на еду родители будут класть на
карточку, а проесть их можно будет только в школьной столовой. Процесс
проедания выглядит гораздо затейливее обычного: карточку нужно
приложить к одному из информационных киосков (компьютеры с сенсорными
экранами стоят у входа в столовую и похожи на платежные терминалы),
выбрать съестное из высветившегося меню, потом снова приложить пластик
к считывающему устройству (ридеру), расположенному на раздаче. В общем,
никакой свободы питания: мало того что выбирать придется только из
скучного правильного меню, так еще и съесть чужой обед нельзя (на
мониторе у буфетчицы кроме списка выбранной еды высвечивается
фотография едока) или накормить по своей карточке полкласса (родители
могут установить лимит потраченного - например, не более 100 рублей в
день). Правда, есть и приятная опция - кроме сегодняшнего меню на
экране высвечивается завтрашнее. Можно заказать еду на завтра - чтобы
привезли не котлету с картошкой, как всем, а рыбу с гречкой -
специально для тебя. Электронный дневник Этим вмешательство электроники в личную жизнь школьника не
ограничивается. Информационно-аналитический центр департамента
образования (ИАЦ) предлагает систему электронных сервисов. Школа может
открыть на его сервере собственную страничку - что-то вроде сайта
школы, только гораздо подробнее и для внутреннего пользования. Педагоги
и родители получают логины и пароли и могут заходить на нее через
интернет. И вот тут-то даже привычное родительское "покажи дневник"
становится неактуальным - родители сами зайдут и посмотрят отметки в
электронном дневнике. Причем с комментариями учителя ("Маша съехала по
алгебре - получила пять с минусом" или "Коля хорошо потрудился - у него
уже три с плюсом по физике"). Про родительское собрание или про грозное
приглашение "Отца - к директору!" "забыть сказать" уже не получится -
сами узнают, получив sms или е-mail. Прогулять не получится Если школа вступила в карточную эру по полной программе, то без
карточки ученику - никуда. Пришел в школу - отметься на входе, приложив
ее к карточному устройству или пройдя через специальную рамку,
способную считывать до 6 карточек одновременно (такая рамка решает
проблему турникетов, порой создающих очереди на вход в школу). Родители
тут же получат sms: "Ваш ребенок пришел в школу" (ужас - даже урока как
следует не прогуляешь). Не отметился - в школе тебя вроде бы и нет.
Поесть нельзя, оценку в электронный журнал не получить (а вдруг хорошая
- обидно), книгу в библиотеке не взять. Так что "терять" пластик,
который держит тебя на крючке, как опасались оппоненты нововведения,
просто невыгодно. Если все-таки карточку потерял, ребенку выдадут
временный код, пока изготавливается новая. Кстати, скачок в
информационную эру для родителей бесплатен - все оборудование ставится
за счет городского бюджета. Впрочем, говорить о тотальном контроле и засилье "большого брата" в
московских школах пока рано - информационно продвинутых школ в столице
пока всего 191 (примерно каждая седьмая). В департаменте надеются, что
до конца года прибавится еще около сотни. Но в ИАЦ считают, что лучше
не форсировать события: директор и педагоги должны дозреть до понимания
необходимости электронных технологий - как минимум, перестать
относиться к ним как к "баловству". Ведь именно педагоги-предметники
должны будут привыкнуть дублировать классный журнал в интернете или
вывешивать домашние задания (в электронных сервисах есть и такая
опция). Иначе ничего, кроме недоразумения, не получится. Кстати, дети в
отличие от взрослых обычно с восторгом принимают всяческие гаджеты,
мгновенно их осваивают, а если надо, всегда найдут способы обеспечить
себе в отношениях с ними "дружественный интерфейс"... Анна ГАРАНЕНКО Источник: http://inauka.ru
|