МТС и "Евросеть" окончательно разорвали все отношения, попутно обвиняя друг
друга в невыполнении обязательств. Кто "прав", а кто "виноват", выяснять нет
смысла, поскольку действия обеих компаний имели вполне четкие "политические"
мотивы: "Евросети", поскольку ее акционером является "Билайн", не было смысла
особенно продвигать контракты МТС, а МТС – кредитовать своего конкурента при
приеме платежей.
От "развода" пострадали обе компании: "Евросеть" лишилась одного из
источников дохода, а МТС упустила возможность использовать предписание ФАС,
согласно которому дилер в течение трех лет был обязан обеспечить равный доступ
на полки своих магазинов для всех участников рынка.
Между тем больше других из-за этих междоусобиц пострадали абоненты МТС,
которые потеряли возможность оплачивать услуги связи в привычном для них месте.
Разумеется, к массовому оттоку клиентуры сложившаяся ситуация не приведет:
действительно, оплатить услуги связи даже в отдаленных районах можно на почте
или у других контрагентов, в отделениях банков и т.п. – даже несмотря на то, что
такой платеж будет проводиться не моментально и с комиссией. Вряд ли многие
абоненты из-за таких неудобств откажутся от услуг МТС, поскольку неудобства,
связанные со сменой номера (на самом деле они, конечно, не такие значительные, и
больше психологические из-за инертности людей), кажутся более серьезными, чем
неудобства из-за изменения способа оплаты.
Сложившаяся ситуация может позитивно повлиять на развитие альтернативных
способов оплаты – а именно, платежных терминалов, в которых также можно
оплачивать услуги связи без комиссии. Ранее в небольших населенных пунктах они
были не особенно популярны – достаточно было дилерских салонов, однако теперь
они могут стать значительно более востребованными.
"По оценкам МТС, ежемесячно 6 млн. абонентов сотового оператора оплачивали
услуги связи в салонах «Евросети» на общую сумму около 1 млрд. руб. в месяц.
Соответственно, после прекращения сотрудничества между оператором и ритейлером
абоненты МТС будут совершать платежи альтернативными способами: через платежные
терминалы, в кассах других салонов связи или супермаркетов, с помощью мобильного
телефона (через e-port мобайл или другие приложения), через Интернет-сервисы или
банкоматы. Для тех абонентов, которые уже привыкли совершать платежи в салонах
«Евросети», расположенных, например, рядом с домом или местом работы, выбор
новых способов оплаты может быть связан с некоторыми неудобствами. Но это не
повлечет за собой сокращение платежей в пользу МТС: для большинства абонентов
отсутствие возможности совершить платеж в салоне связи – недостаточный повод для
отказа от услуг сотового оператора", - говорит Наталия Кускова, менеджер по
рекламе и PR ГК e-port.
Другие участники операторского рынка также позитивно оценивают перспективы
дальнейшего развития альтернативных розничных каналов для подключения абонентов
и приема платежей. "Мы считаем, что сотрудничество с крупными федеральными
дилерами очень важно, однако уделяем большое внимание и альтернативным каналам
продаж: они обеспечивают большую гибкость и позволяют не зависеть от крупных
дилерских компаний", - говорит Тимофей Ващилин, коммерческий директор
TELE2-Санкт-Петербург.
Автор: Илья Шатилин Источник: TelecomDaily
|