Ее главная проблема – низкая производительность труда. Дело не в
медлительности клерков, а в излишней бюрократизации процедур и неэффективности
бизнес-процессов, считают консультанты McKinsey.
В исследовании «Эффективная Россия. Производительность как фундамент роста»
специалисты McKinsey констатируют, что бурно развивавшаяся в последние годы
банковская розница (доходы сектора с поправкой на риск с 2000 по 2007-й росли в
среднем на 60%) так и не достигла мировых стандартов. До начала кризиса.
«Несмотря на выдающийся рост, а, возможно, и благодаря ему, производительность
сектора оставалась низкой», - констатируют в McKinsey.
Сейчас в отечественной банковской рознице заняты около 400 тыс. работников –
в расчете на душу населения их столько же, сколько в США, Нидерландах, Швеции,
Испании и Польше. Однако по производительности труда Россия занимает одно из
последних мест среди проанализированных специалистами консалтинговой компании
крупных стран – российский показатель составляет лишь 23% от уровня США, если
исключить эффект различия в уровне доходов населения. «Об этом в последнее время
много говорилось, - комментирует старший аналитик ИФК «Метрополь» Марк
Рубинштейн. – В частности, примерно год назад Минэкономразвития представило свой
доклад, в котором производительность труда в России в целом оценивалась в 17% от
аналогичного показателя в США. Естественно, не отличается в этом смысле и
банковский сектор».
В качестве иллюстрации своего тезиса консультанты McKinsey приводят несколько
показателей. К примеру, 9 тыс. операций в год, которые осуществляет средний
работник российского банка, – это практически ничто по сравнению с 81 тыс.
операций, осуществляемыми шведскими клерками. В США этот показатель находится на
уровне 60 тыс., а в Польше – 21 тыс. Если говорить о розничном кредитовании, так
полюбившемся отечественным банкам в последние годы, то на одного работника в
России приходится лишь $0,2 млн выданных кредитов в год против $5,1 млн в
Швеции, $4,4 млн в Испании и Нидерландах и $3,4 млн в год в США.
Кроме того, основная масса транзакций в России до сих пор совершается с
помощью операционистов в отделениях (67% платежей), и лишь 33% приходится на
электронные платежи. В США доля таких транзакций составляет 72%, а через
отделения банков проводится лишь 7% (еще 21% - чеки). В Нидерландах соотношение
9 к 1. Это подтверждает выводы McKinsey о неэффективности бизнес-процессов. К
примеру, транзакция в отделении по сравнению с электронной операцией требует в
среднем в 12 раз больше трудозатрат. Расходы на оплату труда персонала на одну
электронную операцию обходятся банку в $0,1, а на аналогичные действия в
отделении банка – в $1,2. В результате, по подсчетам специалистов McKinsey,
средняя стоимость операции в России составляет $0,84, в США - $0,29, а в
Нидерландах - $0,21. Низкая доля электронных транзакций в России обусловливает и
25 процентных пунктов разницы в производительности труда между банками России и
США.
При этом, инфраструктура банкоматов и платежных терминалов в торговых точках
уже достаточно развита – в России почти столько же банкоматов на душу населения,
сколько в Польше и Швеции. Однако чтобы расширить сферу электронных платежей,
банки и регулирующие органы, по мнению экспертов McKinsey, должны уделить особое
внимание таким операциям, как электронная оплата коммунальных услуг, а также
перечисление пенсий и прочих социальных выплат в электронной форме, которые
составляют львиную долю электронных платежей во многих странах.
«Подавляющее большинство банковских процессов в России требует гораздо больше
времени и труда», - констатируют в McKinsey. В частности, на снятие средств с
вклада в нашей стране уходит в среднем 6-8 минут против 1,6 мин. в США. Внесение
средств на счет в России и в США занимает 4 и 1,8 минут, соответственно. По
мнению авторов исследования, этому способствуют избыточное регулирование
операций в отделениях (клиентам необходимо предоставлять чрезмерное количество
сведений, и, кроме того, установлены жесткие требования по оборудованию
помещений для кассовых операций в банках) и неэффективная организация работы в
самих кредитных организациях. Мешает и чрезмерный контроль со стороны ЦБ - по
требованию регулятора банки обязаны предоставлять 74 формы отчетов, в то время
как в США они направляют в ФРС лишь один стандартный отчет раз в 15 дней.
«Банковский сектор зарегулирован, но на данном этапе снижать требования не имеет
смысла, - уверен Марк Рубинштейн. – Однако нынешняя прозрачность сектора –
заслуга именно регулятора».
Для повышения эффективности и производительности консультанты McKinsey
рекомендуют упростить нормативы ЦБ (устранить избыточные требования по
согласованию, отказаться от чрезмерного контроля и отчетности), оптимизировать
бизнес-процессы (за счет автоматизации операций, централизации бэк-офиса и
административных функций), расширить использование электронных каналов и
стимулировать консолидацию банковского сектора.
При сохранении текущего уровня производительности, к 2012 году российскому
банковскому сектору потребуются еще 250 тыс. работников, подсчитали в McKinsey.
Это еще более «утяжелит» расходы фининститутов на персонал. Чтобы сохранить
численность занятых на нынешнем уровне, российским банкам придется повысить
производительность примерно до уровня Польши. Марк Рубинштейн считает, что
кредитные организации уже идут по этому пути. «Практически все банки сократили
персонал в IV квартале 2008 года, но эффективность деятельности от этого не
снизилась», - уверен он.
Автор: Александр Зарщиков Источник: http://www.finansmag.ru
|