Генеральный директор «Объединенной системы
моментальных платежей» (ОСМП) считает, что во время кризиса оборот его бизнеса в
самом худшем случае не вырастет.
Как вы боретесь с кризисом в своей компании?
- Повышаем эффективность управления, правда, не в связи с кризисом, а потому
что жизнь заставила. Некоторые функции будут централизованы, но руководители
среднего звена получат большую оперативную самостоятельность. Все транзакции, а
значит, и финансовый учет, будут вестись через процессинговый центр в Москве.
Свободу «низам» можно предоставлять только если бизнес не испытывает никаких
проблем. В противном случае, когда любой непродуманный шаг, даже мелкий, может
стать ошибкой, управление надо централизовывать. Кризис стал поводом для
концентрации усилий каждого подразделения и сотрудника на двух главных задачах:
снижении издержек и росте доходов. Все, что не соответствует этим целям, должно
беспощадно отсекаться. Как говорит мой мудрый ментор в Mars, «на нашем боевом
корабле пассажиров нет».
Мы ужесточили платежную дисциплину. Если раньше санкций к провайдерам, в чей
адрес принимаются платежи, не применялось до 3-х дней свыше срока по договору,
то теперь не ждем ни дня. Параллельно ведем работу по переключению провайдеров
на режим ускоренных и упрощенных расчетов. ОСМП готовится перейти на полностью
автоматизированное управление платежами. В ближайшем (1-2 месяца) будущем это
позволит резко снизить издержки и снимет ограничения по дальнейшему увеличению
пула провайдеров. Сейчас ОСМП принимает платежи в пользу 650 компаний – столько
нет ни у одного из наших конкурентов.
Что ждет ОСМП в 2009 году?
- Есть пессимистичный и базовый сценарии на 2009 год. Первый основывается на
том, что 85% выручки нам приносят платежи в пользу операторов сотовой связи.
Поскольку расходы граждан на связь и так невелики, аналитики сходятся, что
значительного снижения не будет. Но, думаю, ландшафт этого рынка все же
изменится, хотя бы потому, что большинство сотовых ритейлеров уже перешло под
контроль операторов. В пессимистичные расчеты мы заложили возможность снижения
объема платежей за сотовую связь до 20%. Но рассчитываем, что новые сервисы,
такие как погашение кредитов, оплата товаров по каталогам, авиабилеты и другие,
смогут полностью или частично компенсировать снижение оборота по сотовой
связи
Базовый сценарий предусматривает рост объемов платежей на 50%. Выручка ОСМП
даже в октябре 2008-го выросла на 11% по сравнению с сентябрем, и на 60% к
аналогичному периоду прошлого года. При этом средний объем операции в октябре
вырос на 20%, а количество автоматов, подключенных к процессинговому центру ОСМП
- на 50%.
ОСМП развивается за счет собственной прибыли и средств акционеров, внешнего
финансирования нет. Поэтому внутренняя устойчивость бизнеса стопроцентная. Но,
как любая компания, работающая на потребительском рынке, мы зависим от уровня
платежеспособного спроса.
Как изменится положение дел в отрасли из-за кризиса?
- Доли рынка основных игроков изменятся. Но, в том числе, из-за
инвестиционной политики прошлых лет. Например, «Киберплат», уверенно
лидировавший на рынке еще в 2007 году, динамично теряет оборот.
Если на рынке вдруг появится лакомый кусок, мы готовы его приобрести. Наши
мощности готовы. На терминалах ОСМП совершается 7 млн транзакций в день. И если
в следующую секунду их число вырастет в 2-3 раза, наши серверы не будут
перегружены –резерв по производительности процессинга большой.
Какое подразделение вы считаете производственным? И как кризис
отразится на штате компании?
- Производственное подразделение - IT-департамент. Основные затраты идут на
модернизацию процессиногового центра и на зарплаты 100 высококвалифицированных
программистов. Всего в компании работает более 400 человек.
Что положительного вы видите в кризисе-2008?
- Появилась потенциальная возможность привлечь дефицитные кадры. Например, на
рынке труда появились программисты из смежной для нас отрасли - банков. Их либо
сократили, либо работодатели разорились. Но, применительно к ОСМП, мы полностью
укомплектовали штат в соответствии со стратегией развития бизнеса на ближайший
год. И не будем брать людей, если для них нет работы.
Какие антикризисные меры государства вы считаете наиболее
эффективными?
- Полностью поддерживаю снижение налога на прибыль. Остальное, например
поддержка кредитами банковской сферы, прошло мимо нас – мы не пользовались
внешним финансированием. Наверное, это неплохо. Первая волна последствий кризиса
схлынула, банковский сектор понемногу восстанавливает работоспособность.
Следующая волна будет в первом квартале 2009 года и коснется потребительского
сектора. Она уже может ударить по нам, потому что от падения спроса сложно
защититься.
Насколько выгодно быть владельцем платежного терминала?
- Давайте прикинем расходы и доходы. Сначала нужно купить терминал, который в
среднем стоит 70-80 тыс. рублей. Далее начинаются операционные расходы, в том
числе плата за аренду места. Например, в Москве размещение платежного терминала
обойдется примерно $300 в месяц. А в крупных торговых центрах стоимость аренды
может доходить до $1 тыс. Расходы на обслуживание терминалов зависят от размера
сети. Если у агента меньше двадцати терминалов, то функции инкассации,
технического обслуживания, технической поддержки выполняются непосредственно
владельцем сети.
Если терминалов более двадцати, то владелец может позволить себе нанять
сотрудника для инкассации и технического обслуживания. Кроме того, собственники
крупных сетей из тысяч терминалов часто создают корпоративные службы технической
поддержки. Их сотрудники консультируют по телефону субагентов, пользователей
терминалов.
Теперь доходы. Во-первых, это внешняя комиссия, взимаемая с плательщика –
пользователя терминала. В среднем, 4,5-5% от суммы платежа. Оговорюсь, величина
условная, поскольку владельцы терминалов регулируют комиссию в зависимости от
времени дня, типа точки. Во время конкурентных войн вознаграждение может
доходить до 0%.
Кроме комиссии, владелец терминала раз в месяц получает деньги от провайдера.
Платежи поступают не напрямую агентам, а через компанию, обеспечивающую
процессинг. В данном случае ОСМП. В среднем сумма, которую получает агент,
составляет 0,2-0,8% от объема платежей за месяц. Обычно это фиксированный
процент от оборота принятых платежей. Творчески к расчету вознаграждения
подходят только операторы «Большой тройки», стимулируя размер платежа или прием
платежей без внешней комиссии.
В 2007 году срок окупаемости терминала составлял 6-8 месяцев, летом 2008 года
он вырос до 8-12 месяцев. Срок окупаемости в год для любого рынка, кроме
наркотиков и проституции, - это шикарно.
А как же услуги по обналичке?
- Миф о том, что терминальный рынок живет обналичиванием, создан
искусственно. Никаких подтверждающих фактов нет. Если же говорить о
потенциальном источнике наличности, то оборот терминального бизнеса в лучшем
случае равен 10% оборота несетевой розничной торговли. Там наличных денег
гораздо больше.
От чего зависит рентабельность терминала?
- От количества и качества услуг, предлагаемых пользователю, удобства
интерфейса. Поэтому мы постоянно проводим исследования спроса и потребностей
пользователей. Например, проверяли удобство интерфейса с помощью технологии
отслеживания движения глаз по терминалу. В результате многие экраны, которые
казались нам очень удобными, пришлось менять. Только за счет удобства интерфейса
оборот терминала может вырасти на 25-30%. Большое значение имеет наличие
клиентской службы поддержки.
Что вы хотите сказать своим клиентам?
- Мы готовы работать со всеми – и юридическим лицам, и частным
предпринимателям. Главное, чтобы у них были соответствующие документы и желание
строить свой бизнес. Других критериев нет.
А есть какие-то ограничения?
- Только для дальнейшего сотрудничества. Например, при минусовом балансе
агента терминал автоматически отключается. При таком количестве агентов иначе
контролировать баланс невозможно. Ничего личного – просто бизнес.
Источник: http://finansmag.ru Беседовала
Наталья Анищук
|