Британские офисные работники из-за кризиса стали экономить на кофейнях,
предпочитая им вендинговые автоматы. Российским заведениям конкуренция со
стороны кофейных автоматов пока не грозит.
В Великобритании продажи кофе через автоматы выросли на 55%, чему
способствует состояние экономики, сообщает Guardian. В период рецессии
англичане, ограниченные в деньгах и количестве свободного времени, все реже
посещают кофейни, предпочитая вместо этого покупать кофе в автоматах. Об этом
свидетельствуют цифры, обнародованные LTT Vending — крупнейшей британской
компанией, продающей и обслуживающей кофейные автоматы.
С августа 2008 по апрель 2009 года продажи капучино и других кофейных
напитков из ассортимента торговых автоматов LTT Vending (они установлены в более
чем 3,5 тыс. точек — в университетах, служебных помещениях крупных магазинов,
call-центрах и т.д.) выросли на 55%.
Компания объясняет рост популярности своей продукции тем, что сотрудники в
обеденный перерыв все чаще предпочитают пить кофе на рабочем месте, а не
посещать более дорогие кофейни. Средняя цена продаваемого в автомате кофе
составляет 50 пенсов, тогда как в самых крупных сетевых кофейнях чашка кофе
стоит более 2 британских фунтов.
Если продажи кофе в автоматах растут, то в кофейнях они падают. В июле в
крупной сети кафе Coffee Republic было введено внешнее управление в связи с
банкротством. Компания объяснила свои беды падением потребительских расходов.
Американский кофейный гигант Starbucks также пострадал во время рецессии,
длящейся уже 18 месяцев.
Однако крупнейшая британская сеть кофеен Costa Cofee в условиях резко
возросшей конкуренции на рынке смогла добиться небольшого роста продаж.
Последний отчет о состоянии продаж ее родительской компании Whitbread показал,
что за 13 недель, которые закончились 31 мая, продажи выросли по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года на 2,6%.
В России кофейни и автоматы по продаже кофе — практически не пересекающиеся
виды бизнеса, полагает глава ассоциации "Росчайкофе" Рамаз Чантурия. Он находит
принципиальные отличия в том, как потребляют напиток у нас и в Европе.
Европейцы, как правило, заходят в кофейни утром перед работой: они быстро
выпивают чашку и уходят. "Этот тип потребления кофе, вероятно, и сталкивается с
конкуренцией со стороны вендинга", — полагает эксперт.
Россияне же в основном используют кофейни как место встречи с друзьями,
свидетельствуют данные опроса компании Business Version. Об этом заявили 92%
респондентов, в то время как выпить чашку кофе в одиночестве в кофейни приходит
лишь треть опрошенных.
Кроме того, лидеры российского рынка кофеен, "Кофе Хауз" и "Шоколадница",
насчитывающие на июнь 2009 года 170 и 195 точек соответственно, тяготеют скорее
к сегменту городских кафе, который подразумевает обслуживание официантами и
широкий ассортимент еды и напитков, в том числе алкогольных. "Конкуренция со
стороны вендинговых аппаратов им не грозит", — уверен Чантурия.
В формате, условно называемом "сиэтл" (обслуживание у барной стойки с
возможностью взять с собой кофе в бумажном стакане), работают более
малочисленные сети Coffee Bean и "Кофеин", а также мировые гиганты Starbucks и
Costa Coffee, которые еще не приступили к масштабной российской экспансии.
ЮЛИЯ ГОРДИЕНКО http://www.gzt.ru
|