Сбербанк затеял масштабную модернизацию: львиная часть операций с населением
будет проводиться через банкоматы новейшего поколения, а в офисах появится
система, оценивающая то, насколько довольны клиенты, по их голосу и выражению
лица.
В ближайшее время банк намерен утвердить концепцию работы с платежами
населения, по которой банк обновит банкоматы и платежные терминалы, сообщил
вице-президент Сбербанка Виктор Орловский. У них будут функции покупки и
бронирования билетов, обмена валют, а в дальнейшем — и получения кредитов,
цитирует Орловского «РИА Новости». Для получения кредита или банковской карты
клиент будет общаться с кредитным инспектором через канал удаленного доступа,
уточнил он. Орловский не назвал, сколько денег банк готов потратить на закупку
новых устройств и сколько их будет куплено. «Мы закупаем несколько тысяч
банкоматов в год. В планах до 2014 г. — несколько десятков тысяч», — цитирует
его «Прайм-ТАСС».
Социальные банкоматы
«В Астрахани в банкоматах Сбербанка с помощью нашей карты можно по
рецепту купить лекарство, посмотреть ресурс вакансий или ресурс, связанный с
социальными выплатами», – рассказал Орловский.
На 1 июля 2009 г. у Сбербанка было 7900 платежных терминалов и 20 000
банкоматов, из которых 19 900 принимают платежи за коммунальные услуги и
телефонию, а 3800 — наличные для зачисления на карту.
«Для новых функций банкомату часто достаточно добавить модулей — например, на
Западе банкоматы продают лотерейные билеты», — говорит директор департамента
платежных карт Промсвязьбанка Елена Дворовых. Выдавать кредиты через банкоматы и
сейчас возможно по аналогии с приемом вкладов — идентифицируя владельца карты
банка, которую он когда-то получил. Сейчас многие банки предлагают клиентам при
первом обращении подписать генеральный договор на предоставление разных услуг,
чтобы не посещать банк многократно: это облегчает предоставление новых продуктов
к уже существующим. Сбербанк тоже внедряет подобный договор, напомнила
Дворовых.
«Многие банки думают о кредитовании через банкоматы, но это затратная
процедура — надо “научить” банкоматы обсуждать с клиентом кредитные лимиты и
знакомить их под роспись (или ее электронный аналог) с реальной стоимостью
кредита. А это новое программное обеспечение на всю сеть», — говорит
Дворовых.
Есть у банков и возможность предоставить кредит через платежный терминал.
«Многие розничные банки ведут переговоры с крупными сетями терминалов о
прескоринге плательщиков», — рассказал председатель комитета по платежным
системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников
электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким. «Самое трудное и дорогое для банка в
привлечении заемщика — это отобрать правильного. И один из способов это сделать
— посмотреть, за что и какие суммы он регулярно платит. Например, через
терминал», — говорит он. Банк может заключить соглашение с сетью терминалов,
которая будет автоматически отбирать клиентов с определенным объемом платежей и
показывать им на терминале баннер или посылать sms-сообщение с текстом: «Вам
предварительно одобрен кредит банка Х, можете посетить отделение». Данные
плательщика банкам при этом не предоставляются. Если клиент согласится и получит
кредит банка, тот поделится прибылью с сетью терминалов — по словам Кима, банки
готовы отдавать до 3-6% годовой ставки, которую платит заемщик. Пока ни один
такой проект не заработал, но сотрудничество возможно даже при том, что 1 января
вступит в силу более жесткий закон о защите персональных данных. В таком случае
сетям терминалов придется просить клиентов давать согласие на то, чтобы им
поступали предложения третьих лиц, говорит Ким.
Кроме новых банкоматов Сбербанк хочет устанавливать в отделениях устройства,
которые смогут идентифицировать клиентов по биометрии лица и отслеживать
эффективность их обслуживания, сообщил Орловский. Для предотвращения конфликтов
с операционистами будет установлена система «измерения напряженности разговора»,
добавил он.
«В западных банках есть такие устройства — они фиксируют время разговора
операциониста с клиентом, автоматически включают запись разговора при повышении
голоса», — говорит Ким. Такие устройства имеют две или три кнопки для того,
чтобы клиент выразил степень удовлетворения обслуживанием. Вся информация с
устройств собирается и анализируется специальной системой, по отдельности такие
приборы не имеют смысла, говорит Ким. Для сети, подобной Сбербанку, установка
такой системы обойдется в миллионы долларов.
Справка
Сбербанк - крупнейший банк Центральной и Восточной Европы основной
Акционер– ЦБ (57,6%). Капитализация (ММВБ, 19.08.2009) – 1,02 трлн
руб. Финансовые показатели (РСБУ, 1 июля 2009 г.): активы – 6,95 трлн
руб., капитал – 1,3 трлн руб., чистая прибыль – 5,3 млрд руб.
Елена Хуторных Ведомости http://www.vedomosti.ru
|