Российский «Альфа-банк» анонсировал результаты аналитического исследования
развития электронных платежей в России. Согласно данному исследованию, объем
покупок, которые население совершает сегодня через Интернет, демонстрирует
уверенный рост. Наиболее популярной услугой среди интернет-платежей остается
оплата мобильной связи, а среди причин, по которым люди выбирают Интернет вместо
традиционной (очной) покупки, лидерство удерживается за «возможностью покупки по
низкой цене». Отметим, что развитие интернет-платежей является стратегическим
направлением для «Альфа-банка». В частности, для снижения рисков при совершении
интернет-платежей «Альфа-банком» в августе 2009 года был выпущен новый продукт –
виртуальные карты.
Бурный рост интернет-платежей, который наблюдается в России в последние годы,
обусловлен нарастающим освоением Интернета и постепенным развитием культуры
совершения покупок через интернет-магазины, терминальные киоски и банкоматы.
Стимулирующую роль в этом процессе играет бизнес, который предлагает населению
новые продуктовые решения. Банки выпускают пластиковые карты с возможностью
управления счетом и совершения типовых операций через Интернет. Компании
внедряют у себя средства интернет-торговли, устанавливают платежные терминалы
для совершения покупок с применением банковских карт. «Интернет-платежи выгодны
всем. Бизнес получает возможность снизить операционные расходы, избавиться от
необходимости закупки или обновления кассового оборудования, оплаты работы
кассира, ведения борьбы с поддельными купюрами. Это позволяет снизить затраты на
инкассацию, работу расчетно-кассовых центров и т. д. Население, в свою очередь,
получает в свое распоряжение комфортный и быстрый способ для оплаты товаров и
услуг», – считает руководитель блока «Розничный бизнес» «Альфа-банка» Алексей
Марей.
Для оценки нынешней ситуации в интернет-торговле и перспектив на будущее
«Альфа-банком» было проведено аналитическое исследование, в котором были также
учтены данные, полученные от Comсon R-TGI, Russia 100+, iKS-Consulting. Основная
выявленная закономерность касается количественной оценки объема покупок, которые
население совершает сегодня через Интернет. Последние четыре года этот
показатель уверенно растет со скоростью не менее 100 % за год. Если за 2007 год
это составило около 2,2 млрд рублей, то за 2008 год был достигнут уровень 6 млрд
рублей.
Собственная статистика по банковским картам «Альфа-банка» подтверждает эту
закономерность. «Особенно важно, что растет популярность совершения платежей
именно через Интернет. Например, если сравнить платежи, совершенные нашими
клиентами за месяц наблюдений в июне 2008 и 2009 годов, то количество
традиционных оплат с использованием банковской карты выросло на 30 %, тогда как
число покупок в интернет-магазинах увеличилось за тот же период на 90 %, с 65 до
124 тыс. транзакций», – отметил руководитель управления развития каналов
самообслуживания «Альфа-банка» Владимир Урбанский.
Наиболее популярной услугой среди интернет-платежей остается оплата мобильной
связи (64 %). Однако за последний год заметно возросла популярность таких
операций, как покупка авиа- (43 %) и железнодорожных (28 %) билетов. Традиционно
устойчивые позиции остаются за оплатой коммунальных платежей (21 %). Такую же
популярность демонстрирует «Бронирование гостиниц» (21 %) и «Покупка валюты» (20
%). Остальные виды платежей распределились следующим образом: «Покупка билетов в
театр / на концерты» (11 %), «Оплата бизнес-услуг» (9 %), «Оплата туристических
путевок» (5 %).
Среди причин, по которым люди выбирают Интернет вместо традиционной (очной)
покупки, лидерство удерживается за «возможностью покупки по низкой цене» (65 %).
На первый взгляд, это не совсем верное суждение, поскольку рыночные условия
практически свели на нет преимущества в ценах между традиционными (розничными) и
интернет-магазинами. Однако часто более низкая цена получается за счет того, что
в Интернете значительно проще перейти из одного магазина в другой, получая тот
же или аналогичный товар, причем произведенная смена магазинов не сказывается на
качестве выбора.
Среди «барьеров» для развития интернет-платежей Владимир Урбанский выделил
«Риск при безналичных платежах». Эта опасность тревожит 37 % респондентов –
клиентов «Альфа-банка». Факты мошенничества, подверженность компьютерных систем
вирусному заражению и хакерским атакам – все это создает настороженность с их
стороны.
Кстати, для снижения рисков при совершении интернет-платежей «Альфа-банком» в
августе 2009 года был выпущен новый продукт – виртуальные карты. Фактически это
полноценный банковский инструмент с легитимным номером для платежной системы
MasterCard и CVC2-кодом. Главные отличия – виртуальная карта не имеет
материального носителя (собственно самой пластиковой карты) и создается
собственноручно клиентом (время генерации составляет всего ~30 с). Клиент сам
задает лимит суммы для единичной покупки и в любой момент может аннулировать
возможность использования своей виртуальной карты. Таким образом, в случае любых
подозрений относительно защищенности ее данных клиент может моментально вывести
из оборота эту «рабочую» карту, не подвергая риску данные со своей основной
банковской карты.
Благодаря новому решению «Альфа-банк» снимает риски, связанные с передачей и
хранением сторонними интернет-магазинами информации, получаемой в ходе
выполнения банковской транзакции, что повышает уровень защиты при совершении
интернет-покупок. «Преимущество виртуальных карт состоит в том, что она
выпускается только под разовую операцию. Силами процессинговой системы
«Альфа-банка» осуществляется ее генерация с полностью валидным номером. После
выполнения платежа ее номер фактически оказывается заблокированным для других
операций. В том случае, если данные этой карты, полученные удаленным
интернет-банком, будут скомпрометированы, мошенник не сможет воспользоваться
ими», – уточнил директор процессингового центра «Альфа-банка» Вилен Тимирязев.
Стоимость выпуска виртуальной карты не зависит от размещаемой на ней суммы и
составляет 49 рублей. С момента выпуска этого продукта «Альфа-банком» прошел уже
месяц, который показал неплохие результаты относительно популярности
предложенного решения. За прошедшее время банком было выпущено около 8 тыс.
виртуальных карт, а число совершенных по ним транзакций превысило 13 тыс. Банк
планирует за ближайший год выпустить от 50 до 100 тыс. виртуальных карт.
Игорь Новиков http://www.spbit.ru
|