Рынок оплаты услуг физическими лицами с использованием платежных терминалов в
Армении начал развиваться только с 2007 года, тогда как во многих странах СНГ
платежные терминалы уже пользовались большой популярностью, и рассматриваются
сегодня как высокодоходный и рентабельный бизнес. К примеру, в некоторых странах
СНГ (Россия, Украина, Таджикистан) по услугам мобильной связи с использованием
терминалов собирается 70-75% от общего объема сборов. В Армении же этот
показатель с использованием 600 терминалов не превышает и 15%, а ежемесячный
объем рынка моментальных платежей в среднем составляет всего лишь 500 млн
драмов. Причем, от совокупного объема платежей 65-70% приходятся на оплату
сотовой связи, 20-25% на оплату коммунальных платежей, остальные 5-10% на оплату
услуги Интернет, телевидения и т.д.
Тенденция пассивности этого рынка, по мнению экспертов, обусловлена в первую
очередь тарифной политикой игроков этого рынка. В частности из 6 действующих в
этой сфере компаний (TellCell, Мегапантера, Тандем, MJPA, OSMP и Квадрафон) 2 не
взимают комиссию по оплате услуг, что, скорее всего, объясняется не столько их
благосклонностью по отношению к населению, сколько вероятным отсутствием
соответствующего лицензированного программного обеспечения, которое позволило бы
им взимать определенный процент за каждую соответствующую сделку с пользователя.
Это и приводит к тому, что в Армении средняя окупаемость 1 терминала составляет
18-36 месяцев, а средняя окупаемость всего бизнеса при ежемесячной прибыли в
$5-10 тыс и объеме инвестиций в его развитие в среднем в размере $350 тыс,
составляет примерно 10 лет, тогда как, при нормальных условиях возврат
инвестиций в рамках этого бизнеса обеспечивается за 2,5-3 года.
Говоря о проблемах бизнеса моментальных платежей нельзя не отметить так же
проблему обслуживания платежных терминалов. Для организации их надлежащего
обслуживания необходимо иметь соответствующее количество работников, которые бы
регулярно прослеживали состояние терминалов. А ведь содержание большого
количества сотрудников требует больших затрат. К этим затратам следует прибавить
еще и расходы за аренду помещения, электричество, инкассационные расходы,
затраты на починку либо смену отдельных дорогостоящих деталей. К примеру,
стоимость только одного копероприемника составляет $750, принтера $400 долларов.
Все вышеперечисленные затраты в совокупности значительно превышают доходы,
полученные от эксплуатации этих платежных терминалов, популярность которых среди
нашего населения растет очень медленными темпами.
Единственным преимущественным отличием рынка моментальных платежей в Армении
от рынков стран СНГ является лицензированная деятельность игроков этого рынка.
То есть деятельность участников этого рынка регулируется Центральным Банком
Армении на законодательном уровне в соответствие с законом РА «О
платежно-расчетных организациях». В этом армянский рынок платежных терминалов
казалось бы преуспел. Однако, по мнению экспертов этого сегмента, данный закон
не применим к рынку платежных терминалов и не соответствует действительности,
так как был разработан в 2004 году преимущественно для Национальной платежной
системы ArCa. В соответствие с действующем законом, игроки рынка электронных
платежей должны иметь 2 лицензии – это лицензия на осуществление процессинговой
деятельности и денежных переводов. Кроме этого, согласно действующему закону,
процессинговый центр не имеет право на осуществление любой другой, а именно
рекламной деятельности. Это право закреплено лишь за собственниками платежных
терминалов. Это обстоятельство суживает поле получения дополнительных доходов и
увеличивает издержки на создание двух юридических лиц под контролем одних и тех
же собственников.
Система моментальных платежей, в отличие от карточной системы значительно
более упрощена, и для обеспечения ее дальнейшего развития необходимо разработать
если не новый закон, то хотя бы новые нормативы. К примеру, необходимо
разработать норматив, допускающий производить в регионах сбор платежей,
посредством либо передвижных филиалов, либо POS-терминалов, с обязательной
выдачей чека. Сегодня, иметь дело с наличностью запрещается соответствующим
законом. Это обстоятельство не дает возможность расширять географию присутствия
платежных систем для расширения клиентской базы.
И тем не менее, рынок платежных терминалов в Армении удерживает пока свои
позиции несмотря на наличие большого числа игроков, работающих если не в минусе,
то с очень незначительной дельтой прибыли. Это не способствует реализации
правительственной концепции расширения рынка безналичных расчетов и ограничения
практики «черных» касс.
Подготовила Элита Бабаян, АрмИнфо (http://www.arminfo.info)
|