Мэрия Москвы решила взять под контроль самую народную разновидность малого
бизнеса - платежные терминалы. В правительстве столицы готовится постановление
об упорядочении размещения киосков и платформ для приема платежей на улицах
Москвы. В том числе - о взимании с них арендной платы.
Платежные терминалы имеют репутацию легкого способа стрижки купонов, своего
рода карманных нефтяных вышек - этим объясняется, что аппараты для платежей
превратились в самую популярную городскую мебель, а обороты платежных систем за
последний год выросли на 30%, несмотря на кризис. Внешне это похоже на правду:
купить компьютер с отделением для купюр может любой желающий.
Для этого надо только зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель
(ИП) или создать ООО. Поставил - и приходи раз в неделю забирать деньги. По
сути, это единственный вид малого бизнеса, "входной билет" для которого
относительно недорог даже в Москве.
Их грабят
При ближайшем рассмотрении арифметика оказывается не такой радужной. Средний
терминал отечественного производства стоит 65 тысяч рублей. Аренда места - от 3
тысяч рублей в месяц в продуктовом магазинчике в спальном районе до 25-30 тысяч
- в крупном торговом комплексе в центре Москвы, вроде "Европейского".
- Эксплуатация терминала обходится владельцу в 7-16 тысяч рублей в месяц, -
подсчитала эксперт специализированного онлайн-портала Анастасия Лобанова. - При
условии, что в среднем терминал принимает 150 платежей в день по 150 рублей, в
месяц чистая прибыль составляет 35-77 тысяч рублей. Она складывается из
комиссионных, полученных с каждого платежа (от 3 до 8% - как решит хозяин
терминала) - 28-56 тысяч, и комиссионных поставщиков услуг (1-3%) - 7-21 тысяча
рублей. С них нужно заплатить налог на прибыль (6%), а также вычесть ежемесячные
расходы. Итого - сумма чистой прибыли владельца терминала при не самом удачном
стечении обстоятельств - около 10 тысяч рублей, при наиболее удачном - около 65
тысяч. В зависимости от целого ряда обстоятельств платежный терминал окупится в
срок от 2 месяцев до года.
Устанавливая терминалы на улице, владельцы пытаются сэкономить - сейчас
устройства, занимающие меньше квадратного метра городской земли, устанавливаются
бесплатно. Хотя платить все равно приходится - ближайшему ларьку или магазину,
где терминал подключают к электросети. Экономия выходит боком, поскольку рано
или поздно уличные терминалы взламывают.
- Из 7 терминалов, которые мы поставили на улице, все были в конечном итоге
ограблены, - рассказал "Известиям" Сергей Котельников, директор фирмы -
производителя платежных терминалов. - Один просто подцепили тросом к грузовику и
утащили волоком - между прочим, с центральной площади одного из подмосковных
городов. С тех пор мы решили с ними не связываться. Не думаю, что арендная
плата, которую планирует брать город с уличных терминалов, как-то повлияет на
конечных потребителей их услуг - снизит количество терминалов или поднимет
комиссионные.
Им не доверяют
Гораздо больнее для этого рынка может оказаться требование оборудовать
терминалы кассовыми аппаратами - оно содержится в федеральном законе N 289-ФЗ,
принятом 28 ноября 2009 года. Это нужно будет сделать до 1 апреля 2010 года -
ранее планировалось, что кассовые аппараты должны быть установлены до 1 января,
но оказалось, что это физически невозможно. Такой апгрейд стоит 20-25 тысяч
рублей - фактически половину стоимости терминала. Речь идет о дополнительной
начинке внутри, с помощью которой терминал будет выдавать кассовый чек.
Он был вежлив, попросил отсканировать чек и прислать. Много рассказывал
про свой бизнес - но деньги в результате так и пропали
При общении с терминалами всем знакомо не очень уютное переживание вроде "вот
я скормил ему деньги - и куда они делись?" И еще - "а кто ответит, если они не
дойдут, куда следует?" Цепочка выглядит так: вся сумма при посредстве платежной
системы, с которой у владельца заключен договор, мгновенно падает на счет
поставщика услуг (телефонной сети, интернет-провайдера или, скажем,
"Мосводоканала") - в безналичном виде. Наличные остаются ждать хозяина, который
раз в неделю приходит освобождать купюроприемник и отвозить деньги в банк.
Кстати, этот момент остросюжетен - многие владельцы терминалов экономят на
инкассации и предпочитают возить деньги сами, буквально в пластиковом пакете в
метро. Себе владелец оставляет только комиссионные. Бывают случаи, когда деньги
из-за сбоев в работе терминала (вируса, например) до адресата не доходят. Тогда
надо искать владельца - на каждом терминале есть его телефон. Но это также
непредсказуемо.
"Приносим свои извЕнения"
- Однажды у меня не прошел платеж за телефон, - рассказала "Известиям"
москвичка Елена Куприна. - На самой платформе обнаружила примечание "Аптека за
работу терминала ответственности не несет", а ниже - "Аппарат может временно не
выдОвать чеки, приносим свои извЕнения"... Нашла на чеке номер, позвонила. На
другом конце оказался молодой человек - житель Тулы, владелец сети из 20
терминалов, установленных по всей России. Он был вежлив, попросил отсканировать
чек и прислать. Много рассказывал про свой бизнес - но деньги в результате так и
пропали.
Слабым контролем за этим бизнесом пользуются преступники - так, в ноябре в
Подмосковье обнаружили группу мошенников, которая устанавливала терминалы по
всей области и центральной России. Они исправно принимали платежи - но наличные
в банк не отправлялись, а оказывались в кармане у хозяев терминалов. При этом
оборот составлял 20-25 млн рублей.
Автор: Анна Гараненко Источник: http://www.izvestia.ru
|