
Продажа билетов через терминалы самообслуживания является одним из самых востребованных решений в странах Европы. Но в России билеты на поезда, автобусы, стадионы до сих пор продаются через обычные кассы, в которых процесс приема оплаты и выдачи билета выполняют кассиры. Терминалы самообслуживания успешно используются для организации приема платежей и информационного обслуживания, эффективно заменяя кассиров и банковских служащих, поэтому использование терминалов для продажи билетов позволяет оптимизировать процесс предоставления услуги и организовать сеть мобильных автоматизированных касс по продаже билетов. Различают следующие виды билетов, которые можно распространять с использованием терминалов самообслуживания: - Автобусные билеты
- Авиабилеты
- Билеты на поезда дальнего следования
- Билеты на местные электрички
- Билеты на зрелищные мероприятия
В рамках данной статьи не рассматриваются вопросы организации продажи лотерейных билетов, хотя описанные решения могут также использоваться и в лотереях. Лотерейное направление является интересным с точки зрения перспектив развития, однако законодательная неопределенность, принятый закон о государственном регулировании проведения электронных лотерей, а также запреты, накладываемые на игорный бизнес, определяют высокие риски и набор ограничений при развитии данного направления. При продаже билетов на междугородние автобусы не предъявляется специальных требований к бланкам билетов, поэтому для продажи таких билетов могут использоваться стандартные терминалы самообслуживания. Благодаря открытости и низким тарифам на перевозку, рынок междугородних автобусных перевозок демонстрирует стабильный рост. Терминалы по продаже автобусных билетов могут быть установлены на автовокзалах, туристических и бизнес-центрах, помимо информации о билетах в терминалах может отображаться информация о типах транспортных средств и расстоянии между городами. С переходом на использование электронных авиабилетов их продажа может быть удобно автоматизирована за счет интеграции с билетными базами авиакомпаний в режиме on-line. При покупке билета через терминал клиенту необходимо выбрать авиарейс и ввести информацию о паспортных данных. В этом случае клиенту распечатывается квитанция с указанием общей информации о рейсе, а сам билет (или посадочный талон) может быть выдан клиенту непосредственно в аэропорту. Установка терминалов по продаже авиабилетов может осуществляться в бизнес-центрах, вокзалах, аэропортах, туристических местах, отелях. Информация о железнодорожных билетах на поезда дальнего следования хранится в единой базе ОАО РЖД, к которой должны подключаться терминалы. Билеты на поезда имеют строго определенный формат, поэтому при их продаже необходимо заранее получать и загружать в терминалы специальные бланки строгой отчетности. Еще одним способом продажи билетов на поезда дальнего следования, при котором не требуется применение специальных бланков, является использование системы бронирования электронных билетов, в этом случае клиент выбирает и оплачивает билет через терминал, получая номер брони в виде штрих-кода на чеке, а сам билет клиент получает на вокзале перед отправкой поезда. Хорошими местами для установки терминалов по продаже билетов на поезда дальнего следования являются вокзалы, бизнес-центы и аэропорты. Железнодорожные билеты на пригородные поезда обычно продаются в виде специальных чеков, которые печатаются на стандартной термобумаге. Часто в пригородных поездах отсутствуют предопределенные места, поэтому при покупке билета клиенту требуется только выбрать нужный пункт в расписании. Эксплуатацией пригородных проездов и продажей на них билетов обычно занимаются совместные региональные предприятия, организованные при участии частного бизнеса. Благодаря этому, решение по продаже билетов через терминалы может быть внедрено в конкретном регионе достаточно быстро, так как для его внедрения не будет требоваться одобрение и длительное согласование в центральном аппарате ОАО РЖД, как это часто происходит при установке терминалов по продаже билетов на поезда дальнего следования, которые курирует непосредственно ОАО РЖД. Удобными местами для установки терминалов по продаже билетов на поезда пригородного сообщения являются вокзалы, платформы, рынки и туристические центры. Продажа билетов на культурные, развлекательные и спортивные мероприятия обычно осуществляется на бланках строгой отчетности. Их использование достаточно широко из-за того, что при их применении продавец использует льготную систему налогообложения. В этом заключается некоторая сложность продажи билетов сразу на несколько мероприятий, так как очень часто кинотеатры, стадионы и музеи имеют различные форматы билетов, что может потребовать установку нескольких билетных принтеров. В качестве удобного решения проблемы с различными форматами билетов может быть использован заранее согласованный единый бланк продажи билетов или применяться бронирование билетов с оплатой через терминалы, распечаткой кода и получением билета непосредственно перед началом мероприятия. По сравнению с транспортными билетами, продажа билетов на развлекательные и спортивные мероприятия может быть востребована в большинстве мест установок терминалов по приему платежей: в торговых центрах, супермаркетах, школах, институтах и др. Продажа таких билетов является массовой и носит постоянный периодический характер. Однако требование работы с бланками строгой отчетности требует модификации стандартных терминальных решений за счет включения в их состав специальных билетных принтеров. Для уже установленных платежных терминалов может использоваться билетный принтер в специальном приставном модуле, разработанном компанией SFOUR. На сегодняшний день нет устоявшихся комиссионных вознаграждений, которые выплачиваются поставщиками билетов их распространителям, и условия в зависимости от проекта могут сильно различаться. В реализованных проектах размер комиссионного вознаграждения (внутренняя комиссия) составлял 1-2% от номинала билета, а комиссия, взимаемая с клиента может составлять до 3-5%. Данные цифры сравнимы с вознаграждениями, получаемыми при приеме платежей, однако благодаря большей стоимости билетов общая прибыльность проектов выше, чем при оплате сотовой связи (например, стоимость авиабилета 10000-15000 рублей сравнима с дневным оборотом среднего платежного терминала). Компания SFOUR предлагает интегрированные программно-аппаратные решения, предназначенные для организации продажи билетов различных типов. Данные решения могут применяться в уже существующих терминальных сетях или использоваться при разработке новых проектов. В основе программного решения используется сервер организации приема платежей и продажи билетов SFOUR Alternative Enterprise Ticket. К основным функциям данного решения можно отнести следующие: - Хранение информации о билетах доступных к продаже
- Гибкие возможности по организации выбора нужного билета и варианта тарификации
- Отображение расписания или афиша
- Возможность блокировки выбираемого места на время оплаты билета и последующее снятие блокировки
- Интеграция с билетными базами поставщиков билетов (авиакомпании, ЖД, кинотеатры и др.) в режиме online
- Терминальное программное решение SFOUR PayBox позволяет организовать продажу билетов, в том числе и с использованием бланков строгой отчетности
- Решение проблемы сдачи за счет использования специализированного оборудования (диспенсеры, хоперы), зачисления сдачи на мобильный телефон
- Возможность оплаты наличными и с использованием платежных карты международных платежных систем
- Модуль кассира для организации продажи билетов через оператора и для выполнения сервисных функций (возврат билета, обмен, редактирование базы)
- Возможность работы с личным кабинетом и бонусными системами
- Возможность организации одновременной продажи билетов и приема платежей за услуги сотовой связи
- Использование единой системы мониторинга и управления сетью терминалов SFOUR EventWatch
- Наличие прямых шлюзов к платежным системам Киберплат, Епорт, ОСМП
Также компания SFOUR предлагает полную линейку терминалов самообслуживания, в которую входят напольные, настенные и уличные решения. В терминалах SFOUR реализована возможность работы с бланками строгой отчетности, устройствами для приема монет и выдачи сдачи. Продукция компании SFOUR прошла сертификацию на соответствие стандартам качества ISO 9001. Схема работы решения приведена на рисунке ниже: 
Рис.1 Схема работы билетного решения SFOUR Кроме этого решение SFOUR имеет возможность интеграции с системой продажи билетов компании TicketSoft TS:LuckyTicket, билетной системой, установленной в большинстве спортивных стадионов, а также во многих кинотеатрах и развлекательных комплексах России и стран СНГ. На сегодняшний момент продажа многих типов билетов осуществляется на специальных бланках строгой отчетности, при использовании которых не требуется применение контрольно-кассовой техники, что в сложившейся ситуации законодательной неопределенности относительно использования контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, позволяет рассматривать билетное направление как возможное средство диверсификации бизнеса терминальной сети и общего снижения рисков. Уже сейчас решения SFOUR успешно эксплуатируется в системах по продаже билетов на междугородние автобусы, продаже авиабилетов, а также при продаже билетов на зрелищные и спортивные мероприятия (Ботанический Сад, Стадион Локомотив и др.). Таким образом, решения по продаже билетов через терминалы являются эффективным средством организации обслуживания клиентов, они позволяют организовать продажу билетов на транспорт в том месте и тогда, когда это удобно клиенту, а расширение функций терминалов по продаже билетов за счет реализации возможности приема платежей за сотовую связь и Интернет, позволяют увеличить количество мест установки оборудования и обеспечить окупаемость и востребованность решений. Информация о компании SFOUR Компания SFOUR является лидером рынка разработки программных систем для терминалов самообслуживания. Компания предлагает решения для процессинга платежей, информационного обслуживания, продажи билетов. Программные решения SFOUR сертифицированы процессинговыми компаниями OpenWay, Compass Plus, TPII и используются в нескольких десятках банках, а также в более 100 терминальных сетей в России, СНГ, странах Восточной Европы для обслуживания клиентов.
|