Плюсы и минусы поголовного перехода человечества на электронные деньги
Помните у Аверченко: «Она схватила ему за руку и неоднократно спросила, где ты девал деньги?» Трудно отыскать мужчину, не сталкивавшегося с подобной ситуацией. Но любопытство сварливых домохозяек не идет в сравнение с интересом, который к личным кошелькам граждан проявляет государство. Переводы денег в офшоры, оплата эскорт-услуг и прочие сомнительные дела — все это оно хотело бы отследить и занести в кондуит. Действуя, разумеется, исключительно во благо общества и основываясь на благородных демократических принципах. Конечно, еще вопрос, в какой мере государство руководствуется интересами бюрократической машины, а в какой — волей избирателей. Как заметил публицист Генри Менкен, «демократия есть искусство управления цирком изнутри обезьяньей клетки». А публике следовало бы помнить, что пожелания, обращенные к обезьяньей лапке из известной притчи, имеют обыкновение исполняться самым неожиданным образом.
Компьютерные технологии — большой соблазн для современных политиков, озабоченных контролем за денежными потоками. Стоит положить конец анонимности денег — и сразу станет легче бороться с коррупцией, финансовыми махинациями, нелегальной иммиграцией и неуплатой алиментов! Совершенно необязательно даже ликвидировать наличные деньги как таковые, просто прогресс микроэлектроники позволит банкнотам и монетам обзавестись «памятью», а кошельки превратить в платежные терминалы, дополненные cредствами идентификации личности и GPS. Системы электронных платежей уже куда легче взять под контроль. В огромной степени возрастут также возможности правительств по обработке и анализу денежных транзакций.
Так неужели плохо, что укрепятся закон и порядок, недобросовестные ныне налогоплательщики обретут спокойный сон, а богатые страны превратятся в закрытый клуб с электронным швейцаром у дверей? Скверный оборот дела для бедняков, конечно, но, с другой стороны, кто их будет спрашивать? Еще возмутятся нью-йоркские таксисты, зажимающие сдачу и получающие таким манером по $1000 левого дохода в год. Обострятся общественные дискуссии по поводу чаевых — ведь претерпит изменения сама культура посещения ресторанов. Могут забастовать голливудские сценаристы, лишившиеся привычных криминальных сюжетов. Ну да все это мелочи. Серьезнее обстоят дела с интересами бюрократии и окологосударственных предпринимателей, которым не захочется так просто отказываться от борзых щенков или рублевского леса по 400 руб. за сотку. Но особых проблем возникнуть не должно, поскольку бюрократия сама будет контролировать денежные потоки, а ведь известно: что охраняешь, то и имеешь.
Короче, налицо проект светлого будущего, где и овцы целы, и волки сыты. Все же картина вызывает в душе смутный неуют.
Не пропадет ли из-за новшеств дух предпринимательства? Историки и экономисты много спорят, в какой реторте он зарождается, но в целом все согласны, что открывающему дело бизнесмену не помешают ни щепотка протестантской этики, ни пригоршня баронско-пиратской вольницы. Когда рычаги, находящиеся в руках у правительств, приобретут невиданную прежде жесткость, судьбы предприятий окажутся всецело зависящими от компетентности чиновников. В экономике, контролируемой старыми способами, реальная жизнь сопротивлялась бюрократическому произволу, уходя в тень. Кабинет завлабов мог установить ставку НДС 28%, а мог и 90% — результат был бы одинаков. При тотальном же контроле, исключающем малейший люфт, всего 2-3 процентных пункта налоговой ставки, доллар, добавленный к почасовой оплате, или одна запятая в законе — все это может быть фатально для целой отрасли народного хозяйства. Ожидать от бюрократии тонкой и заботливой настройки параметров? Пример ЕГАИС убеждает в обратном.
Но не исключено, что жизнь в очередной раз перехитрит голые схемы. Причем помочь сохранению предпринимательской инициативы могут те же информационные технологии. Социальные сети, интернет-аукционы, виртуальные миры — готовая среда для оказания взаимных услуг, выстраивания цепочек обменов, зарабатывания виртуальных валют, которые, конечно, не переведешь в живые деньги без уплаты налогов, но на которые можно приобрести виртуальные услуги. Всерьез играете в Second Life и хотите обустроить там свое жилище? Обратитесь через Сеть к профессиональному архитектору. Платить не надо — вы задолжаете ему услугу. Со временем, вероятно, понятие «виртуальность» перестанет ассоциироваться у предпринимателей с чем-то суррогатным. C комфортом обустроенная экономика впечатлений и невиданных ранее услуг вполне может цениться наравне с солидным банковским счетом.
Другой вариант: вовсе уменьшить внимание к деньгам. Упростить быт, переехать в деревню, посадить картошку, завести живность и задуматься о настоящих ценностях. В конце концов, слово «капитал» в буквальном переводе и означает «голова скота».
Сырлыбай Айбусинов SM 14 (104) 21 апреля 2008 http://www.smoney.ru