В
условиях возрастающей конкуренции среди банков, а также необходимости
развития розничного бизнеса и систем обслуживания конечных клиентов,
перед банковскими организациями встает необходимость использования
новых технологий организации взаимоотношений с покупателями услуг. Традиционные подходы к организации филиальной банковской сети,
связанные с организацией полнофункциональных офисов с привлечением
большого количества персонала, во многих случаях являются
неэффективными и обладают следующими недостатками: - Проблемы с поиском подходящих по размеру и доступности помещений
- Значительные инвестиции в открытие банковского офиса связанные с большой занимаемой площадью и необходимостью ремонта
- Необходимость поиска и обучения новых сотрудников
- Риски, связанные с возможным закрытием или изменением профиля
места присутствия – торгового центра, магазина, развлекательного
комплекса
Задача поиска новых эффективных технологий построения сетей
обслуживания клиентов с учетом повышенных требований к универсальности
функционирования и к оптимизации издержек становится особенно
актуальной в условиях мирового финансового кризиса. Одной из
перспективных технологий обслуживания клиентов банка являются решения
самообслуживания, которые позволяют организовывать сети банковских
мини-офисов в местах присутствия потенциальных клиентов банка. Решения
самообслуживания традиционно обладают следующими преимуществами: - Небольшое занимаемое пространство
- Стандартизация процессов обслуживания клиентов
- Высокая управляемость и возможность изменений
- Работа в режиме 24х7, а также в выходные дни
Как показывает анализ опыта использования решений самообслуживания
российскими банками, многие организации уже широко применяют
банкоматные решения и имеют разветвленные банкоматные сети. Функции,
выполняемые банкоматами в решениях самообслуживания обычно следуюущие: - Выдача наличных
- Совершение платежей по карте
- Получение информации о состоянии карточного счета
Большую популярность в последние годы у клиентов получили
платежно-информационные терминалы, которые наряду с банкоматами
позволяют обеспечить практически полный список предоставляемых банком
услуг. Платежно-информационные терминалы могут дополнять существующие
бакноматные сети, предоставляя клиентам возможность проведения
следующих операций: - Прием наличных платежей
- Совершение платежей по карте
- Операции со счетом
- Информационный обмен с клиентом банка
Наличие договоров аренды площадей под уже установленные банкоматы,
организованная сервисная служба и составленные графики инкассаций
позволяют минимизировать затраты на установку терминалов при развитой
банкоматной сети. В случаях, когда клиенту банка помимо расчетных операций необходимо
предоставлять набор консультационных услуг, а также услуг по заключению
договоров, эффективным подходом при организации мини-офиса банка
является сочетание использования зоны самообслуживания, состоящей из
банкомата и платежно-информационного терминала, и привлечение
менеджера-консультанта. При этом менеджер выполняет консультационные
функции, может заключать договора с клиентом, выполнять проверку
паспорта, а в зоне самообслуживания клиент может самостоятельно
выполнять операции, связанные с кассовым обслуживанием и работой со
счетом. Описанный вариант позволяет сочетать наличие
полнофункционального решения по обслуживанию клиентов с уменьшением
требований к размеру и положению помещений, а также с повышением
мобильности и возможностью переноса местоположения мини-офиса. Компания SFOUR
более 6 лет специализируется на реализации проектов, связанных с
внедрением решений на основе платежно-информационных терминалов
самообслуживания. Компания является разработчиком и производителем
полной линейки терминалов самообслуживания: терминалов для настенного
размещения, традиционного напольного монтажа, а также терминалов для
уличных установок. Кроме этого компания занимается разработкой и
внедрением комплексных программных решений для терминалов
самообслуживания. Программные и аппаратные продукты SFOUR прошли
сертификацию ведущими разработчиками процессинговых систем, среди
которых компании Compass Plus, OpenWay. Рисунок. Организация системы для проведения операций по картам,
возврату и выдаче кредитов, а также по приему платежей с использованием
решений SFOUR Компания SFOUR предлагает семейство программных продуктов SFOUR
PayBox, которое позволяет реализовать решение по приему платежей и
обслуживанию клиентов банка с учетом специфики подключения и
особенностей используемого процессингового центра. К ключевым функциям
программной системы можно отнести следующие: - Возможность приема наличных и безналичных платежей
- Возможность интеграции и предоставления собственных сервисов банка
- Наличие механизмов интеграции с АБС банка
- Возможность подключения прима денежных переводов
- Наличие платежных шлюзов к платежным системам Киберплат и Е-порт
- Поддержка протокола банкоматов NDC+ и протокола pos-терминалов ISO8583
- Реализация рекламного сопровождения процесса предоставления услуг
- Удаленный мониторинг и управление состоянием каждого терминала
В качестве специального компонента, предназначенного для организации
приема собственных получателей платежей банка, в решении SFOUR
используется сервер транзакций SFOUR Alternative. Данное решение
подходит в организации приема платежей в пользу коммунальных служб,
штрафов ГИБДД, погашений кредитов и др. Решения SFOUR были внедрены в нескольких десятках банков и успешно
используются в течение нескольких лет. Среди клиентов компании такие
банки как Агроимпульс, Камабанк, Традобанк, ГрандИнвестБанк и другие.
На основе анализа опыта внедрения решений самообслуживания SFOUR в
банковских организациях можно выделить несколько наиболее
востребованных технологий реализации внедряемых решений: - Решения по организации приема только наличных платежей в пользу
местных получателей (региональные провайдеры связи, коммунальные службы
и др.)
- Решения по приему наличных платежей и платежей по картам с
возможностью подключения к процессинговому центру по протоколу
pos-терминалов ISO 8583
- Решения по обслуживанию клиентов в рамках банкоматного
сценария с возможностью приема наличных платежей и подключением к
процессинговому центру по протоколу банкоматов NDC+
Решения первого типа наиболее востребованы в проектах организации
сетей терминалов по приему наличных платежей в пользу местных
получателей в регионах. Благодаря уменьшению стоимости решения за счет
исключения из него функций работы с картами, данные проекты позволяют
минимизировать затраты при построении терминальной сети. Однако при
дальнейшем развитии в этом случае может возникнуть проблема
идентификации клиента при приеме определенного набора платежей, поэтому
важным при организации сети первого типа является сохранение
возможности наращивания соответствующего функционала в будущем. Решения второго типа позволяют предоставить клиенту полный набор
сервисов, не ограничивая список предлагаемых операций. Использование
гибкой схемы подключения по протоколу pos-терминалов позволяет
производить оперативное добавление и конфигурирование новых услуг, а
также оптимизировать обмен транзакциями с карточным процессинговым
центром. Этот вариант может быть особенно актуален для банков, не
имеющих собственного карточного процессингового ценра и использующих
услуги банков-партнеров. Третий тип подключений по протоколу банкоматов позволяет получить
централизованное использование сценариев обслуживания клиентов на
банкоматах и информационно-платежных терминалах. Описанная схема
построения позволяет также использовать общий мониторинг всех типов
решений самообслуживания, работающих в сети банка. Однако жесткие
стандартны банкоматных протоколов ограничивают возможность быстрого
расширения набора предоставляемых через терминалы самообслуживания
услуг, а также делают неудобным использование сложных шаблонов ввода
информации при приеме платежей (выбор из списка, ввод текстовой
информации и др.). В реальной практике востребованными являются решения различных
типов, именно поэтому выбор того или иного варианта должен
осуществляться на основе анализа, проводимого в банке перед началом
реализации проекта. Таким образом, платежно-информационные терминалы самообслуживания
являются эффективным инструментом обслуживания клиентов банка.
Терминалы могут быть быстро интегрированы в уже существующую
банкоматную сеть, расширяя ее функционал и привлекая дополнительных
клиентов. Компания SFOUR предлагает универсальные решения по
организации сетей терминалов самообслуживания, учитывающие специфику
проектов внедрения в конкретных банках. Решения компании SFOUR уже
используются во многих банках, и накопленный опыт позволяет проводить
внедрения, применяя типовые наработки и шаблоны сценариев. Сведения о компании и авторе Компания SFOUR Тел./факс+7(495)232-21-62/63 Москва, 2-й Рощинский пр-д 8 www.sfour.ru Компания SFOUR занимается разработкой и производством решений самообслуживания для проведения банковских операций. Предлагаемые решения – платежные терминалы, терминалы для
клиентского обслуживания, терминалы для управления банковскими счетами,
модули выдачи наличных и банкоматы. Компания предлагает комплексные решения для использования в
информационных и платежных приложениях, осуществляет интеграцию и
сервисное обслуживание поставляемой продукции. Компания имеет ряд партнеров и представителей в регионах России,
осуществляющих техническую поддержку программных и аппаратных
компонентов на местах, а также оказывающих консультационные услуги. Сведения об авторе Тимофеев Александр Викторович Менеджер проектов в компании SFOUR Окончил Московский Инженерно-Физический Институт (ТУ) факультет Кибернетики Более 5 лет занимается реализацией проектов по внедрению решений
самообслуживания для сетей платежных терминалов, банков и билетных
операторов timofeev@sfour.ru Источник: Kiosks.ru
|