Национальная ассоциаций участников электронной торговли (НАУЭТ) подготовила
список необходимой информации, которую должны содержать чек, полученный при
оплате услуг, и интерфейс платежного терминала. Требования к чеку уже
сформированы и внесены в законопроект "О деятельности по приему платежей
физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Рекомендации к информации
интерфейса терминалов будут приняты в апреле на заседании НАУЭТ и станут
обязательными для всех членов ассоциации.
Как рассказал репортеру ComNews председатель комитета по платежным системам и
банковским инструментам НАУЭТ Борис Ким, требования к чеку вступят в силу после
принятия законопроекта "О деятельности по приему платежей физических лиц,
осуществляемой платежными агентами", второе чтение которого должно состояться в
Государственной думе РФ в I квартале 2009 г. Этот документ и сопутствующие ему
изменения в ряд законодательных актов закрепляют право платежных агентов
заключать договоры приема платежей непосредственно с поставщиком услуг,
предусмотренное Гражданским кодексом и рядом постановлений правительства России
(см. новость ComNews от 24 февраля 2009 г.). "Чек должен содержать сведения об
ИНН, названии компании, установившей терминал, а также процессинговой компании,
- говорит Борис Ким. – Кроме того, на чеке должны быть указаны имя провайдера
услуг, все контактные данные, информация о сумме платежа, комиссии и др.".
Рекомендации к информации интерфейса терминалов, по словам председателя
комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ, аналогичны
требованиям к информации, которая должна содержаться на чеке. "В интерфейсе
терминала необходимо дублирование информации, которая должна содержаться в чеке,
- рассказывает Борис Ким. – Кроме того, информация о взимаемой комиссии должна
появляться в интерфейсе прежде, чем человек совершил платеж". Рекомендации к
информации интерфейса терминалов будут приняты в апреле на заседании НАУЭТ и
станут обязательными для всех членов ассоциации.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ поддерживает инициативу
НАУЭТ, но предлагает расширить требования к чеку и интерфейсу терминалов. "На
мой взгляд, в список рекомендаций необходимо внести информацию о том, что делать
клиенту, если платеж не дошел", - уверен Петр Шелищ.
Участники рынка неоднозначно относятся к принятию документа, разработанного
ассоциацией. "Это, безусловно, нужная мера с точки зрения потребителей, - уверен
президент компании "Объединенная система электронных платежей" (ОСМП) Андрей
Романенко. – На всех наших терминалах установлен единый софт, и вся эта
информация есть". "Нам трудно оценить все плюсы и минусы этой инициативы НАУЭТ,
т.к. мы ее не видели, но все эти требования к информации на чеке уже совершенно
четко прописаны в законе о защите прав потребителей, - комментирует директор по
маркетингу группы компаний "Элекснет" Вадим Шевченко. - По нашему мнению,
принятие закона "О деятельности по приему платежей физических лиц,
осуществляемой платежными агентами", так же как и рекомендаций, не окажет
заметного влияния на рынок платежных агентов, т.к. в настоящее время нет
надлежащей системы контроля за их деятельностью, и в известной нам редакции
законопроекта не предусмотрено её создание". Вадим Шевченко отметил, что
законопроект не будет регулировать деятельность "Элекснет". "Все операции по
приему и проведению платежей в группе компаний "Элекснет" осуществляются
небанковской кредитной организацией ОАО "Москлирингцентр", имеющей лицензию ЦБ
РФ и действующей на основании закона о банковской деятельности", - подытожил
директор по маркетингу "Элекснет".
ТАТЬЯНА КАПУСТИНА © ComNews
|